Бернард Шоу — Мастер парадоксов

Бернард Шоу (1856-1950)

Бернард Шоу (1856-1950)

В Великобритании Бернард Шоу был настолько популярен, что его провозгласили вторым драматургом в английском театре после Шекспира. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1925 год, отказавшийся от денежной премии, поражал европейскую общественность своими сатирическими пьесами, парадоксальными высказываниями и социалистическими взглядами. Шоу в 1931-м году побывал в СССР, встретился со Сталиным и стал лучшим пропагандистом советского образа жизни на Западе. Тем не менее его «буржуазные» по сути и но содержанию пьесы, в том числе знаменитый «Пигмалион», который неоднократно экранизировался, завоевали театральные площадки крупнейших городов мира.

До 36-летнего возраста Шоу, выходец из Дублина, был сплошным неудачником. Он не мог найти себя ни в музыке — его мать и сестра пели и музицировали, ни на чиновничьей службе, ни на поприще журналистики. Даже как писатель он не состоялся. Его пять романов не хотело публиковать ни одно лондонское издательство. И как политик он тоже не смог пробиться: выступая с речами, пропагандировал социалистические идеи, которые мало кого привлекали. Его неуемная натура требовала чего-то такого, где он мог быть лучше других, в чем ему не было бы равных.

Персонаж пьесы Б. Шоу «Пигмалион» мисс Элиза Дулитл. Художник Г. Луке. 1908 г.

Персонаж пьесы Б. Шоу «Пигмалион» мисс Элиза Дулитл. Художник Г. Луке. 1908 г.

Шоу был образованным человеком, хотя нигде не учился, много времени проводил в читальном зале Британского музея, но добился немногого — места музыкального критика в одной из вечерних газет.

Как-то его заинтересовало творчество выдающегося норвежского драматурга Генриха Ибсена, которого признали за основателя европейской «новой драмы».  Купите подарки первоклассникам с доставкой в кратчайшие сроки. Чтение его пьес, просмотр их в театре убедили Шоу в том, что и он так может. В 1892 году он написал свою первую пьесу — «Дома вдовца», в которой иронично высказался в отношении института брака. Он попытался ее пристроить, но театры отказались ее принять, хотя режиссеры находили ее занятной.

Шоу упрямо продолжал писать свои «социальные» пьесы, не забывал о рецензиях, иногда на улицах становился оратором. И надорвался. Если бы не появление на его горизонте Шарлотты Пейн Таузенд, богачки, меценатки, обожавшей театр, то он едва ли выкарабкался из болезни. Она не только выходила больного Шоу, но и помогла ему состояться как драматургу.

Бернард Шоу с доской для сёрфинга. Кон. 1940-х гг.

Бернард Шоу с доской для сёрфинга. Кон. 1940-х гг.

В 1902 году лондонский театр, называемый «Независимый», поставил «Дома вдовца». Пьеса встретила холодный прием публики, но обсуждение в прессе свидетельствовало о внимании к затронутой теме. Бернард Шоу принялся за следующие пьесы, так появились «Ученик дьявола», «Оружие и человек». В Лондоне их не ставили, а вот в Вене и в Берлине успех был полный. Его пьесы пошли в Соединенных Штатах. Шоу был признан зарубежом. Позже в Великобритании спохватились, поставили ранние пьесы драматурга, признали его мастерство и назвали вторым после Шекспира.

В лондонском театре «Крот» пошли его «Кандида», «Поживем — увидим», «Человек и Сверхчеловек». В его пьесах было мало действия, но много смысла. Его герои рассуждали, поучали, критиковали, не боялись называть вещи своими именами, не скрывали своих настроений и чувств. Это было в новинку. Шоу беспощадно осмеивал уродливые и пошлые стороны английской жизни. Лорды воротили носы, простые люди неистово хлопали . Британская публика постепенно привыкала к Шоу и его парадоксам.

Статуя Бернарда Шоу на Ниагарском озере, где проходит ежегодный театральный фестиваль

Статуя Бернарда Шоу на Ниагарском озере, где проходит ежегодный театральный фестиваль

Во время Первой мировой войны Шоу не боялся высказываться критически по отношению к воюющим, а в своей пьесе «Дом, где разбиваются сердца» предсказал грядущие трагические события. В следующей пьесе, «Святая Иоанна», о Жанне Д’Арк он почему-то осудил свою героиню и посчитал смертный приговор ей вполне закономерным. Публика отказывалась его понимать.

В 1931 году Шоу посетил СССР. Ему устроили самый радушный прием. Его чуть ли не на руках носили. Драматурга принял сам Сталин, долго беседовал с ним. Шоу был очарован Страной Советов и, прибыв в Лондон, обрушился с критикой на буржуазные консервативные устои, которые не имеют будущего. То ли дело обетованная земля, где правит Сталин…

Шоу прожил долгую, яркую, физически активную жизнь — умер в девяносто четыре года. Старику прощали его «заскоки». Он был живым памятником, классиком английской и мировой драматургии, а памятники не критикуют.

Когда 70-летнего Бернарда Шоу спросили о его самочувствии, он ответил:

— Прекрасно, прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, потому что не ем мяса.

Когда к 90-летнему Шоу обратились с тем же вопросом, он ответил:

— Прекрасно. Больше меня никто не беспокоит. Все врачи, которые мучили меня, утверждая, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *